Журнальный зал

Прежде всего, это сочетание конкретной социальной сатиры определенной исторической эпохи с философской темой, с вечными, общечеловеческими вопросами. И название рассказа, и имя его главного героя сразу были восприняты как большое обобщение. Беликов, как писал современный критик, — один из тех типов, которые, вроде Обломова или Чичикова, выражают собой или целую общественную среду, или дух своего времени. Шестью годами ранее Лесков сказал, прочитав другой рассказ Чехова: Этот рассказ о гимназии и городе, терроризированных страхом, который внушало ничтожество, вобрал в себя признаки жизни всей страны за полтора десятилетия. Да, это была вся Россия эпохи Александра , только что отошедшей в прошлое, но то и дело о себе напоминавшей. Изображение Беликова идет от биологического, характерно-психологического, к социальному, к проявлениям природного начала в общественной жизни. Чехов — врач, владеющий естественно-научной точкой зрения, убежденный, что точные знания и поэзия никогда не враждовали друг с другом. Описание странных и смешных черт характера, внешности, поведения Беликова поначалу вполне забавно и безобидно.

5.6. Психология «человека в футляре»[171]

Цель этого рассказа А. Чем был примечателен этот человек? Завершая свое повествование, Буркин высказывает глубоко философскую мысль: Другие сочинения по этому произведению.

Страшны человека в футляре и выход из сундука Человек, лишенный чувства страха, подвергается не меньшей . Неизжитое магическое мышление нередко встречается в психологии и религии. Так люди.

Образ главного героя рассказа"Человек в футляре" стал образом нарицательным - когда речь шла о боязни человека жить по-человечески, однако нельзя воспринимать образ Беликова упрощенно, в нем есть черты, с которыми нельзя не считаться, прежде чем выносить окончательный"приговор" Беликову. Так, Чехов подчеркивает, что его герой, стремившийся окружить себя"чехлами","чехольчиками","футлярами", испытывал к этому"непреодолимое" стремление, а"Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге".

Как видим, это уже не зависит от героя, он не может преодолеть инстинктивный страх перед жизнью, и ему можно только посочувствовать: А он учитель, ему приходится постоянно сталкиваться не просто с жизнью, а с детьми, которые не могут вести себя чинно и благородно Можно ли в этом случае осуждать Беликова за то, что он страшится жизни, прячется он неё? Остальные учителя гимназии противопоставлены Беликову, они -"народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине".

Однако они поддаются влиянию Беликова, который, как это ни парадоксально, не требует ничего запрещать, он только говорит: И из гимназии он не требует никого исключать, а говорит, что"было бы очень хорошо", если бы того-то и того-то исключили - а для него и в самом деле это было бы очень хорошо! И эти"мыслящие и порядочные" учителя сами приходят к выводу, исключить!

Предают тем самым своих учеников, и отнюдь не под влиянием Беликова, а потому что сами хотят жить спокойно… В истории с"женитьбой" Беликова учителя тоже выглядят не очень хорошо. Они решают"избавиться" от Беликова, хотят женить его, и делают это Решают судьбу человека, не понимая, что значит для такого человека, как Беликов, столь резкое изменение жизни. Никто из них и не подумал о том, что в жизни Беликова появилась"первая женщина, которая отнеслась к нему ласково, сердечно Душевная глухота"мыслящих" людей достигает апогея, когда кто-то рисует карикатуру на Беликова, высмеивает его чувство к Вареньке, которое для такого человека, как он, значит больше, чем просто любовь, - он вступает в ту сферу жизни, о существовании которой он даже и не подозревал.

Есть основание сказать, что и многие персонажи русской литературы вышли из гоголевского Башмачкина. Обычно маленький человек трактуется как отдельный тип — униженный, смиренный, безропотный, и Башмачкин ставится в один ряд с пушкинским Семеном Выриным и Макаром Девушкиным Ф. Но можно поставить Акакия Башмачкина и в совершенно иной, широко расходящийся ряд его непризнанных потомков и наследников в русской литературе.

Данная статья, завершающая трилогию, показывает иную линию наследования, ведущую от Башмачкина к чеховскому Беликову.

А.П. Чехов. Рассказ «Человек в футляре». Философско-психологическая проблема страха раскрывается с помощью конкретных образов-деталей.

Комплексы человека говорят о том, что он ощущает презрение к самому себе, не принимает и не любит себя таким, какой он есть, стыдится себя и при этом не спешит делать то, что сможет его от этих комплексов избавить. Например, человек страдает от избыточной полноты, он ненавидит свой жир, но при этом обижается, когда ему предлагают похудеть, тут же включая защиту и говоря: Соответственно, подавленное недовольство собой, непроходящее чувство фрустрации он проецирует во вне, что сильно влияет на качество его жизни.

Отличительные черты человека"в футляре": Полное отсутствие инициативы, спонтанности, жизнь по правилам доведена до абсурда; Поскольку такой человек яркий формалист, он обожает учить других, если видит, что поведение людей в чём-то отклоняется от привычного ему видения мира. Такой человек чувствует себя более-менее спокойно, когда вокруг предсказуемо и понятно, когда он контролирует ситуацию. Дома у них либо всё разложено по полочкам, либо, как у Плюшкина, ни одна вещь не выбрасывается и ждёт своего часа в пыльном чуланчике; Он очень боится и стыдится выражать свои эмоции.

Вы точно человек?

Он ставит вопрос о соотношении в одном человеке образованности и общего уровня культуры, выступает против ограниченности и глупости, отупляющего страха перед начальством. В стране, где господствовали полиция, доносы, судебные расправы, преследуются живая мысль, добрые поступки, одного только вида Беликова было достаточно, чтобы люди ощущали угрозу и страх.

В образе Беликова Чехов воплотил характерные черты эпохи. Прототипом образа Беликова стал инспектор Московского университета А.

Аудиокнигу"Человек в футляре" Антона Чехова вы можете бесплатно скачать с нашего Это постоянный страх, свою мещанскую тупость он передал и.

Что объединяет столь разные по сюжету рассказы? Композиционно их объединяют три рассказчика: Беликов, учитель греческого языка, боялся жизни. Его историю рассказывает учитель гимназии Буркин спустя два месяца после его смерти. У Беликова был маниакальный страх перед жизнью, заставлявший его прятаться в футляр. У него все было в футляре чехле: Словом, этот странный человек своей такой маниакальной страстью к футлярности наводил на всех страх.

Сам Беликов наносил непонятные визиты в квартиры, где сидел и молчал. Он всегда боялся, как бы чего не вышло, и своим страхом заразил всех. Никто не понимал, почему он имел такую власть, сам будучи ничтожным?

Анализ рассказа Чехова «Человек в футляре»

Психологию страха Чехов исследовал чрезвычайно подробно, как, быть может, никто другой ни в нашей, ни в мировой литературе. Маниакальный страх перед жизнью, не запрещенной окончательно, но и не разрешенной вполне, безраздельно владел и душою Беликова, Человека в футляре, нелепого, ничтожного существа, умудрившегося, однако же, запугать целый город: И даже директор боялся.

Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человек

Эти знания тебе будут весьма полезны, т.к. понимание психологии – ключ к Так, постепенно, страхи загоняют человека в некий «футляр» (человеку в.

То-то они заскучали бы по крыжовенному кусту. Традиционно русские поэты и писатели воспринимались как пророки и учителя жизни, призванные нести свет непреложных нравственных истин. Взгляды писателей во многом зависят от особенностей их мировоззрения и от того разнообразия человеческих типов, которое нас окружает в действительной жизни. Незаметно для себя каждый может попасть в футляр собственных предрассудков, перестав думать и размышлять, искать и сомневаться.

И это действительно страшно, так как ведет к духовному опустошению и деградации личности. Они боятся заводить дружеские, любовные, семейные, какие бы то ни было межличностные отношения. Тяжелее всего им дается именно общение с людьми. Человек всю жизнь играет какие-то роли. В разных ситуациях, с разными людьми мы ведем себя по-разному.

Иногда мы можем задуматься: Мы боимся быть смешными, показаться глупыми, не добрыми или еще какими-нибудь. Нет ни одного поступка, которому мы не нашли бы оправдания в своих глазах. Жертвы общества, которое заставляет человека примиряться и защищаться? Достижение поставленной цели определило необходимость решения ряда конкретных задач:

Как формируется человек в футляре? Анализ психотипа личности

Российское чиновничество в произведениях А. И в русской литературе перед читателем проходят легионы чиновников — от регистраторов до генералов. Они своим литературным гением сумели поднять малость и унижение человека до трагедийных высот.

Таким образом, тихий и боязливый человек «держал в страхе» всю в футляре» прибегает к описанию «футлярной психологии».

Системно векторная психология отмечает: Особенно ярко эти попытки удавались в столкновении интересных, особенных характеров, взаимодействие которых приводило к новым вопросам о ментальных особенностях российского человека. Хотелось бы рассмотреть одно из произведений русской классики с точки зрения системно векторной психологии. Учитель греческого языка, Беликов, - замкнутый, нелюдимый человек, которого связывает с обществом только работа.

Он пытается держать дистанцию от окружающих, изредка пытается поддерживать хорошие отношения с коллегами и то, только по необходимости. Системно векторная психология о скрытности кожного вектора Не только одиночество разительно отличало Беликова от его окружения. Его стремление к ограничениям также было причиной непонимания окружающими. Когда в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти часов вечера или в какой-нибудь статье запрещалась плотская любовь, то это было для него ясно, определенно; запрещено — и баста.

Психология страха

Жизнь без страха не просто возможна, а совершенно доступна! Узнай как это сделать, нажми здесь!